Эта статья была опубликована, ни много ни мало, на сайте Forbes. Казалось бы, при чём здесь Mass Effect 3? Возможно, всё станет понятно после этих трёх волшебных букв - DLC. Что, нет? Ну, тогда читаем дальше.
Геймеры, в целом, представляют собой непостоянную и изменчивую социальную группу. Когда мы не спорим друг с другом о том, какая консоль лучше и не обсуждаем, какой из современных милитари-шутеров является лучшим милитари-шутером, мы обращаем свою ярость на тех, кто делает наши любимые игры.
В последние годы наши отношения с титанами игровой индустрии стали довольно сложными. Мы любим их тайтлы, мы играем с рвением религиозных фанатиков, но мы ненавидим их за то, что они сделали, чтобы подтолкнуть индустрию в том направлении, в котором она, по нашему мнению, идти не должна.
Раньше камнями преткновения были DRM и подержанные игры, теперь основной причиной геймерских жалоб стали DLC. На взгляд игроков, DLC – это серьёзное оскорбление традиционных устоев видеоигр, которыми мы дорожили многие годы. Из-за всех этих бонусов предзаказа, наборов уровней и вырезанных частей кампаний мы чувствуем, будто наши игры выходят недоделанными. Этот шуточный рисунок показывает, что было бы, если бы все эти средства вытягивания денег существовали в любимый всеми «золотой век» индустрии.
Но геймеры не осознают, что в те времена компании просто-напросто не понимали, как сильно народ любит игры. Да, они неплохо продавались, да, индустрия росла, но, когда она выросла, компаниям стало ясно, сколько крови на самом деле можно высосать из стойких фанатов долгоиграющих серий. И теперь мы позволяем им это делать.
Последние волнения на этом фронте, ставшие, собственно, причиной написания этого поста, связаны с DLC под названием «From Ashes» от тандема Bioware/EA для Mass Effect 3. Геймеры нарекли его «худшим в истории». Причиной является то, что этот DLC выходит в один день с игрой, следовательно, он представляет собой часть кампании, разработанную ещё до релиза и теперь продающуюся в составе коллекционного издания (20 долларов сверху) или отдельно (за 10 долларов). Хотя Bioware заявляет, что дополнение было создано за «время простоя» между созданием окончательной версии и выпуском игры, геймерам совершенно ясно, что это просто кусок игры, вырезанный из неё и теперь продаваемый отдельно. Ещё больше усложняет ситуацию тот факт, что содержание DLC заставляет фанатов рвать волосы на голове – из-за расовой принадлежности нового компаньона все, кто знаком с историей вселенной, считают его неотъемлемой частью игры, совершенно отличной от обычно предлагаемого в загружаемых дополнениях постороннего контента.
И вновь геймеры выходят на цифровые улицы, и цифровые плакаты в их руках нарекают ЕА корпорацией зла, и они кричат, что объявят игре бойкот из-за такого бесчестного манёвра со стороны издателя. А самый громкий голос этого движения – Total Bisquit, игровой энтузиаст и звезда YouTube с гигантским числом подписчиков, к поклонникам которого я причисляю и себя. В нижеследующем видео он подробно объясняет, что не так с дополнением, а в конце заявляет, что в знак протеста не будет покупать игру и надеется, что и другие последуют его примеру.
Я, знаете ли, тоже не безгрешен в плане жалоб на DLC. Один из моих наиболее популярных постов назывался «День, когда DLC зашли слишком далеко», и говорилось там о том, как ЕА (да, снова они) испытывали удачу, предлагая мощные пушки для Battlefield 3 в качестве бонусов для предзаказа, недоступных никак иначе. Тогда я был просто в ярости, так почему же сейчас мой пыл подутих? Почему я не прыгаю на баррикады вместе с Бисквитом, требуя голову ЕА?Возможно, вы думаете, что, имея степень в экономике и являясь одним из авторов Forbes, я написал бы этот пост уже давно. Однако, чтобы осознать правду, мне пришлось прочитать один специфический комментарий.
«Похоже, в ЕА заботятся только о деньгах».
Это была ещё одна жалоба на DLC и прочие грехи ЕА, но для меня это стало той правдой, о которой не задумываешься до тех пор, пока кто-нибудь не швырнёт её тебе прямо в лицо.
Называть все эти компании воплощениями зла только за то, что они стараются получить как можно больше прибыли – это просто неправильно. Да, возможно, их методы раздражают, но это всё равно что жаловаться на то, что производители автомобилей берут дополнительные деньги за GPS-навигаторы, хотя было бы неплохо, если бы они были встроены по умолчанию. «Эксплуатация» геймеров, на которую я ссылаюсь в заголовке, на самом деле подвластна самим геймерам. Просто мы этого либо не осознаём, либо нам всё равно.
То, что делает ЕА и остальные компании, является, по сути, простым экономическим экспериментом. Они знают, что геймеры – народ лояльный, и они хотят посмотреть, сколько денег смогут вытянуть из нас за то, чтобы мы сумели «в полной мере» насладиться любимой игрой.
«Но ведь всё было не так!», - воскликнете вы, показывая на приведённую мной выше картинку. Это так, но, повторяю, тогда компании ещё не осознавали, насколько сильно мы любим их игры. Правда в том, что, если бы наборы карт, DLC и бонусы предзаказа никто не покупал, их бы не существовало. Просто и понятно. И каждое новое «оскорбление», которое компании наносят геймерам – это ещё одна проверка, как далеко они могут зайти с подобной экономической моделью. Думаете, если бы в своё время самый первый набор карт для Call of Duty никто не купил, они бы стали выпускать другие? А теперь последняя игра серии принесла прибыль в миллиард долларов за неделю, продаваясь по цене в 60 долларов за копию, притом что все купившие её игроки прекрасно осознавали, что их ждёт 12 дополнительных карт в трёх наборах за дополнительные 45 долларов.
То же самое и с DLC для Mass Effect 3. Вы могли бы заявить, что хотите, чтобы эта миссия изначально была в игре, и сэкономили бы 10 долларов. Но, чёрт побери, хоть я и хочу, чтобы эта игра стоила тридцатку, это не значит, что я не куплю её за 60 долларов. Вопрос состоит в следующем – насколько вы любите Mass Effect? Годами вы демонстрировали, что готовы любить его за $60, а теперь они хотят проверить, выдержит ли ваша любовь отметку в $70.
А что же я? Я люблю эту игру. Я люблю Mass Effect с тех самых пор, как впервые поделился историями о сражениях с кроганом и соблазнил азари. Эта серия для меня – не просто игра, это один из моих любимых медиапроектов, это одна из величайших фантастических историй в целом. Моя любовь выдержит отметку в $70. Я куплю этот DLC.
И это значит, что они победили. Да, это неэтично, да, DLC становятся всё более и более навязчивыми, но эта тактика работает. На каждого Бисквита, достаточно стойкого и принципиального, чтобы сказать «нет», найдётся сотня тысяч других геймеров, чья воля недостаточно сильна, чтобы оставить лишние 10 долларов в своём бумажнике. Как бы мне ни нравилась идея миллиона геймеров, бойкотирующих эту игру ради того, чтобы мы больше никогда не слышали слова «DLC», я знаю, что этого просто-напросто никогда не случится.
И все эти DLC-дебаты, продолжающиеся уже несколько лет, были лишь испытанием. И если мы хотим платить за игры меньше, мы совершенно точно не сумели донести эту мысль до гигантов индустрии. И всё-таки, если мы посмотрим на статистику множества популярных игр, мы увидим, что всё равно совершаем выгодную сделку. Взять, например, эти пресловутые 70 долларов, которые я заплачу за Mass Effect 3 и DLC к ней. Скорее всего, я проведу в игре тридцать-сорок часов, возможно, пройдя её два раза двумя разными персонажами. Небольшие расчёты показывают, что в итоге я заплачу $1.75 в час за то, чтобы отлично провести время с любимой игрой. Сравните это с $10, которые мы тратим на билет в кино (получится $5 в час) или с $90 за 300 кабельных каналов, на которых мы в лучшем случае смотрим по 3 разных шоу в неделю. А теперь снова посмотрим на Call of Duty – увлечённый игрок может потратить на неё 500 часов или даже больше, и даже если он заплатил 105 долларов за игру и все DLC, каждый час обойдётся ему всего лишь в 21 цент.
И всё-таки, несмотря на вышесказанное, у всего есть предел. Рано или поздно компании дойдут до той точки, когда из игр будет вырезаться слишком много, а цены за вырезанный контент окажутся слишком большими, и покупатели отвернутся от них. Когда цены перестанут расти, порочная практика остановится на одном уровне. Проблема в том, что мы до этого ещё не дошли, и, хотя каждый новый шаг этих компаний подталкивает нас всё ближе к краю, мы просто не показали им, насколько в действительности недовольны их действиями. Сделай мы это – и все эти игры просто перестали бы продаваться, и мы вернулись бы в старые добрые времена. Но этого не происходит.
Поэтому, хотя я и восхищаюсь людьми вроде Бисквита, которые сражаются за индустрию прошлого, я считаю их попытки бесплодными. И я не чувствую себя виновным из-за того, что куплю этот «зловредный» DLC. Это «неправильно» в том смысле, что я до определённого предела позволяю собой манипулировать, но это лишь потому, что игра того стоит. Почему, вы думаете, некоторые люди спускают гигантские суммы на «Весёлого фермера»? Возможно, это выглядит жестоко – продавать виртуальное сельскохозяйственное оборудование за реальные деньги, но, раз уж многие с таким удовольствием его покупают, некоторые назовут вас дураком, если вы откажетесь это делать.
Но утёс заканчивается обрывом, и, пока геймеры чувствуют, что их корпоративные повелители толкают их всё ближе к краю, они в любой момент могут уйти. И это случится, если АБСОЛЮТНО ВСЁ в нашей индустрии будет направлено лишь на получение денег. Этот DLC для Mass Effect 3 – возможно, ещё один меткий выстрел, но я не верю, что созданная им пробоина будет достаточно большой, чтобы мы все начали бежать с корабля видеоигр.